vodablog (vodablog) wrote,
vodablog
vodablog

Category:

Вышневолоцкий водный путь. История первой в России искусственной водной системы

230e4b4a96aa61f36746c5b2a049d0c5Предлагаю вниманию читателей "ВодаБлога", интереснейший материал о  Вышневолоцкой водной системе, уникальном и первом в истории нашего государства искусственном водном пути, который еще в 1705 году соединил своими водами Каспийское море с Балтийским.

Буквально на прошлой неделе, мне довелось побывать в Вышнем Волочке и я не стал упускать возможность побродить вдоль Ценского канала, пофотографировать замечательные пейзажи города, который еще называют тверской Венецией.

Свои впечатления и фото выложу в близлижайшее время отдельным постом, а пока предлагаю почитать историю создания и первых шагов Вышневолоцкой водной системы.

На отрогах Валдайской возвышенности, среди лесов и болот, лежит этот «кряж земли, разделяющий воды к Волге и к Балтийскому морю текущие».

Такие водораздельные участки с древних времен называли волоками. Был такой волок и между рекой Тверцой — притоком Волги, — и Цной, несущей свои воды через озёра и реки в Балтику.

Здесь около 10 вёрст волочили суда посуху. И казался он настолько лёгким, что ему даже не сочли нужным дать название Волока, а «удовольствовались» уменьшительным — Волочёк.

Настоящий большой Волок был ещё впереди — 93 версты в обход Боровицких порогов, от Березовского рядка до селения Волок Держков. Это и был Нижний Волок по отношению к которому Цнинский Волочёк был прозван Вышним.

Ладьи, струги, лодки плыли по Волге до Твери, потом поднимались вверх до обители. Здесь товары перекладывали на телеги, а суда тащили волоком до Цны.

Проплыв по Цне-реке и озеру Мстино, выходили они во Мсту, впадающую в Ильмень-озеро. А дальше — Волхов, Ладожское озеро, Нева и — Балтийское море. Именно этот путь был выбран Петром I для соединения новой столицы Санкт-Петербурга с центральными областями страны.

Так Вышний Волочёк стал родиной первой в России искусственной водной системы — Вышневолоцкой.

В период 1703-1708 годов в районе Вышнего Волочка был построен целый комплекс гидротехнических сооружений. Прежде всего, был прокопан Тверецкий канал, соединивший Тверцу с Цной, и, таким образом, впервые соединивший два моря — Каспийское и Балтийское.

Вначале этот канал называли Гагаринским. Он имел 1.320 сажен длины (2.811 м) при ширине в 7 сажен (15 м). На канале для удержания воды были построены два шлюза, по обоим берегам вбиты сваи.

Так как уровень Тверцы был выше Цны, да и воды в ней было недостаточно, на Цне — ниже устья канала — были также устроены шлюзы и дополнительные перемычки.

Уже в 1706 году первая русская газета «Ведомости» писала, что «чрез сию перекопь» проведено 672 судна.

Судоходство по первой в истории России искусственной водной системе открылось весной 1709 года. Шедшие с Волги суда благополучно прошли полой водой по Тверце и каналу. Но когда наступило лето, оказалось, что канал мелководный. Уже в следующем 1710 году не прошли через канал струги с лесом.

Становится очевидным, что голландцы не смогли разрешить проблему водного баланса Вышневолоцкого водораздельного пункта, так как совершенно не считались с режимом русских рек. Да и сами гидротехнические сооружения были сделаны без надлежащего искусства и старания.

В результате в 1718 году шлюзовые ворота на Цне «вешнею водою вынесло и запирать невозможно».

Недовольный голландцами Пётр приглашает шлюзных мастеров из самой королевы каналов — Венеции, чтобы «коммуниковать реки, сочинять каналы, углублять устья». И всё без толку!

Вот тут-то в дело и вступил М. И. Сердюков, взявшийся перестроить Вышневолоцкую водную систему и ставший её подлинным создателем.

Близ Вышнего Волочка, на реке Цне, ещё около 1700 года построил Сердюков винокуренный завод, а рядом — поварни, хлебные амбары, «солодовни и овины, и уксусный, и кирпичные, и черепичные заводы».

Он регулярно брал подряды на поставку в Новгород на кружечные дворы вина, а также откупал таможенные и кабацкие сборы в Вышнем Волочке и Удомельском погосте. Таким образом, накопив значительный капитал, он искал лишь случая для его применения.volochek 1shluz

Используя на своих заводах водяные мельницы, М. И. Сердюков давно стремился к гидротехнической деятельности. С самого начала он внимательно наблюдал за трудностями движения судов через Вышний Волочёк и задумывался над тем, нельзя ли это исправить. И решение было найдено.

Когда в результате аварии Цнинских шлюзов в 1718 году весенний караван не смог пройти через Тверецкий канал и «воспоследовала в Петербурге нужда в провианте», Сердюков послал доношение Петру  I.

В этом доношении он предлагал использовать «бесполезно протекающую» реку Шлину, впадающую в Цну ниже устья Тверецкого канала. Если направить её воды «перекопом» через озёра Ключино и Городолюбское в реку Цну выше Тверецкого канала, то вода в ней «умножитца» и «судам будет Тверцою рекою свободный ход и государственная польза в том будет».

Все работы Сердюков предложил выполнить «своим коштом», видя для себя выгоду в возможности получать доход с кабаков и мельниц в течение 15 лет.

Пётр I вызвал Сердюкова в Петербург для личного доклада, после которого 26 июня 1719 года последовал указ Сената, передававший ему в содержание Тверецкий канал и шлюзы. «А за то ево иждивение и труд» право получения им доходов от мельниц и продажи вина, а также таможенных и канцелярских сборов предоставлялось ему не на 15, а на 50 лет.

В этом же году Сердюков приступил к работам, по его выражению, «с крайним радением и прилежанием». Тверецкий канал был вычищен, шлюз на нём починен.

А в 1722 году воды реки Шлины потекли уже по новому руслу, вдвое увеличив собой количество воды в Цне. Благодаря шлинской воде даже в летнее время тяжело нагруженные барки свободно проходили от Твери до Вышнего Волочка и далее.

В этом же году был прорыт Цнинский канал (долгое время называвшийся Сердюковским), который обошёл около 5 извилистых и каменистых вёрст в нижнем течении Цны.

volkartaТаким образом, всего за 3-4 года Сердюков проделал объём работ, в несколько раз больший, чем голландцы за 6 лет, да к тому же во много раз дешевле и значительно меньшими силами. На его работах было занято от 300 до 1000 наёмных рабочих (против 10.000 на строительстве Тверецкого канала).

В 1722 году Сердюков получил новый сенатский указ, подтверждающий его привилегии и права, в част частности, право получать с проходящих судов «посаженный сбор» — 5 копеек с каждой сажени длины барки. Но не судовой сбор, а всевозможные привилегии и «вознаграждения» приносили содержателю основной доход, с лихвой окупая его затраты.

Венцом гидротехнической деятельности Сердюкова явилось созданное им водохранилище площадью 6 квадратных вёрст. Образовалось оно после сооружения зимой 1740-41 годов на реке Цне «заплотины» на месте небольшой заводской плотины и получило название Заводского.
0_5b912_233f8a5a_L
«До Сердюкова никому из русских и иностранных специалистов не пришла мысль о создании запаса вешних вод и содержания с этой целью резервных водохранилищ, с тем, чтобы использовать их в летнее время»,- писал об этом сооружении далёкий потомок Сердюкова и его биограф М. Я. Либерман.

(на снимке справа памятник, установленный на вокзале г.Вышний Волочек, на котором увековечаны Пётр I и М.И. Сердюков)

В усадьбе Сердюкова неоднократно гостил , у дома даже сохранился куст барбариса, посаженный, по преданию, Великим Государем. <Ум часто пробуждается воспитанием, но гений бывает врождённым>, — писал о М. И. Сердюкове французский посланник при дворе Екатерины граф Л. Ф. Сегюр. Гений!..

Так оценивали деятельность М. И. Сердюкова, создавшего первую в России Вышневолоцкую искусственную водную систему, которая .

* * *

ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВА

Бечевник — прибрежная полоса, по которой двигались бурлаки или лошади, тянувшие бечевой суда.

Бейшлот (заплотина) — устаревшее название плотины, предназначенной только для удержания и пропуска воды и имеющая запорную часть в виде стоек с подъёмными щитами.

Шлюз (слюза) — сооружение для удержания воды и пропуска судов с запорной частью в виде двустворчатых ворот, убираемых в «шкафы» шлюзов.
beishlot

После назначения управляющим Вышневолоцким водораздельным пунктом коллежского ассесора Н. И. Писарева, а потом и выкупа его у наследников Сердюкова, весь Вышневолоцкий водный путь оказался в руках государства.

Но длительное время единого органа управления водяными коммуникациями не было, что порождало неразбериху и многочисленные злоупотребления. Все сборы с купцов делились на две части: законные и «сборы лихоимства».

Наконец, в 1773 году была образована должность директора водяных коммуникаций, обязанности которого были возложены на новгородского губернатора Я. Е. Сиверса.

Новый директор тут же отдаёт под суд вышневолоцкого управляющего Писарева — за взятки с купцов.

С целью улучшения управления в 1778 году штат Вышневолоцкого водного пути был разделён на три части: Вышневолоцкая, Мстинская и третья — от Новгорода до Ладожского канала.

789

Во главе был поставлен главный директор водяной коммуникации. Контора управления располагалась в Вышнем Волочке на углу Тверецкой и Цнинской набережных.

Я. Е. Сиверс разработал обширную программу усовершенствования Вышневолоцкой водной системы: был благоустроен бечевник по Тверце, созданы дополнительные резервуары воды для питания Тверцы и Мсты, началось строительство Заводского гранитного бейшлота.

Но в 1782 году Сиверс был вынужден подать в отставку из-за враждебного к нему отношения князя Потёмкина. Бейшлот достраивал уже граф Брюс.

В 1785 году Екатерина II решила «самолично» осмотреть Вышневолоцкую водную систему.

Об этой поездке она писала, как о «самой весёлой», которая «когда-либо бывала на свете».

В Вышнем Волочке Государыня остановилась в недавно построенном на набережной Цнинского канала каменном Путевом дворце. Канал был иллюминован тысячами светильников в глиняных плошках и массой факелов. На нём построена пристань и галерея с балюстрадой и гирляндами.

При Павле I в 1797 году Я. Е. Сиверс вновь становится управляющим всеми водными путями России, а в 1798 году и первым директором созданного по его инициативе Департамента водяных коммуникаций.

Для улучшения судоходства по Вышневолоцкой водной системе он строит канал в обход Ильменя, предлагает проекты по чистке Волховских и Тверецких порогов, которые были частично осуществлены только в начале XIX века, уже после окончательной его отставки в 1800 году.

Сиверс же начал строительство Мариинской (1799-1810) и Тихвинской (1800-1811) водных систем, также связавших Балтику с Волгой.345

Новый император Александр I предпринимает дальнейшие шаги по улучшению управления водными путями. Департамент водяных коммуникаций был преобразован в 1809 году в Экспедицию, местоположением которой стала Тверь. Вся транспортная сеть России была разделена на 10 округов. Трасса Вышневолоцкого водного пути вошла в I округ. Позднее Вышневолоцкий округ стал III.

В Манифесте, сопровождавшем учреждение новых органов управления водяными и сухопутными сообщениями, говорилось: «возрастающее население столицы и движение внутренней и внешней торговли превосходят уже меру прежних путей сообщения». И в первую очередь это относилось к главной транспортной магистрали России — Вышневолоцкой водной системе. Задачу её кардинального улучшения решил, спустя почти 20 лет, О. И. Корицкий.

ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ «НИАГАРА»

Вышневолоцкий водный путь не всегда справлялся с возрастающим грузопотоком. Во время обильных паводков большая вода не давала караванам возможности пройти через Боровицкие пороги. Засушливые годы вызывали обмеление рек, что многие барки оставались зимовать, не дойдя до Санкт-Петербурга. Так, в 1817 году зазимовало более 1500 судов

В такой ситуации требовалось в самом скорейшем времени усовершенствовать Вышневолоцкую систему. Решение этого вопроса судьба предоставила О. И. Корицкому.

Осип Иванович Корицкий (1778-1829), родом из польской шляхты, ещё в детстве обнаружил страсть к механике. Приехав в 1805 году в Петербург «искать счастья», он предложил свои услуги ведомству водяной коммуникации. Вскоре он получил место смотрителя на реке Тверце, где занялся исправлением бечевника, причём так успешно, что и спустя много лет на вопрос о том, кто построил мостики и гати через плёсы Тверцы, всегда был ответ: «Это смастерил наш благодетель Корицкий!»

Став в 1824 году директором Вышневолоцкого водораздельного участка, он предложил свой проект улучшения судоходства, над которым работал больше 10 лет.

Работы по возвышению Заводского водохранилища продолжались с 1825 по 1828 год. В результате из небольшого водохранилища в 5-6 квадратных вёрст образовалось <небывалое искусственное озеро обширностью> в 60 квадратных вёрст. Оно поглотило в себя часть Цны, Шлины и три озера: Ключинское, Городолюбское и Здешевское.

спех превзошёл все ожидания, новое искусственное водохранилище совершенно преобразило местность. Однако дело не обошлось и без ропота местных жителей, особенно вышневолоцких ямщиков, обширные покосы и поля которых исчезли на дне озера.

Дошло даже до того, что в проезд Государя императора Николая I, ямщики остановили его при въезде в город и жаловались на Корицкого, грозились даже бросить «почтовую гоньбу».

Новое водохранилище не только способствовало значительному улучшению условий судоходства, но и защищало сам

Вышний Волочёк, не позволяя весенней воде заливать город, как случилось ещё в 1821 году, когда большая часть города и ямская слобода были покрыты водой.

 «Предположение об усовершенствовании Вышневолоцкого водяного сообщения» включало в себя не только увеличение Заводского водохранилища, но и другие работы. Это и постройка шандорного полушлюза на Цнинском канале и новых бейшлотов на реках и озёрах, питающих систему, и сооружение упругих заплывей на Боровицких порогах. Устроенные на крутых поворотах реки Мсты, они, как пружины, отталкивали налетавшую на них барку обратно к фарватеру.

В самом Вышнем Волочке были одеты в гранит набережные и пристань у Богоявленского собора, построены мосты на каменных быках. Через эти мосты и замощённые булыжником улицы прошла новая дорога — Московское шоссе.

Но главной дорогой оставалась водная — тысячи барок, миллионы пудов груза. И всё это шло в Петербург.



Tags: Вышневолоцкая водная система
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments